Статья 1. Область применения
- Настоящий технический регламент Таможенного союза (далее – ТС) распространяется на инфраструктуру железнодорожного транспорта, в том числе общего и необщего пользования (далее – инфраструктура железнодорожного транспорта).
Объектом технического регулирования настоящего технического регламента ТС является инфраструктура железнодорожного транспорта, которая включает в себя:
а) подсистемы инфраструктуры железнодорожного транспорта, такие, как железнодорожный путь, железнодорожное электроснабжение, железнодорожная автоматика и телемеханика, железнодорожная электросвязь, а также станционные здания, сооружения и устройства;
б) составные части подсистем и элементы составных частей подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта по перечню согласно приложению № 1.
Требования настоящего технического регламента ТС обязательны при проектировании (включая изыскания), производстве, строительстве, монтаже, наладке, приемке и вводе в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, строительство которых закончено, а также оценке соответствия продукции.
Требования к эксплуатации инфраструктуры железнодорожного транспорта в части обеспечения безопасности движения устанавливаются законодательством о железнодорожном транспорте государств-членов ТС.
- Действие настоящего технического регламента ТС не распространяется на инфраструктуру железнодорожного транспорта, предназначенного для движения поездов со скоростью более 200 км/ч (инфраструктуру высокоскоростного железнодорожного транспорта).
Действие настоящего технического регламента ТС не распространяется на инфраструктуру технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенную для перемещения людей и материальных ценностей на территории организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд организаций.
- Настоящий технический регламент ТС устанавливает требования к инфраструктуре железнодорожного транспорта в целях защиты жизни и здоровья человека, животных и растений, сохранности имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей) относительно его назначения и безопасности.
Статья 2. Определения
В настоящем техническом регламенте ТС применяются следующие термины и их определения:
безопасность инфраструктуры железнодорожного транспорта – состояние инфраструктуры железнодорожного транспорта, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, а также окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;
выпуск в обращение – стадия жизненного цикла продукции от изготовления до ввода в эксплуатацию;
габарит приближения строений – предельное поперечное перпендикулярное оси железнодорожного пути очертание, внутрь которого помимо железнодорожного подвижного состава не должны попадать никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около железнодорожного пути материалы, запасные части и оборудование, за исключением частей устройств, предназначенных для непосредственного взаимодействия с железнодорожным подвижным составом (контактные провода с деталями крепления, хоботы гидравлических колонок при наборе воды и другие), при условии, что положение этих устройств во внутригабаритном пространстве увязано с соответствующими частями железнодорожного подвижного состава и что они не могут вызвать соприкосновения с другими элементами железнодорожного подвижного состава;
доказательство безопасности – документ о безопасности продукции, содержащий совокупность доказательств о соответствии продукции требованиям безопасности, сформулированным в нормативной, проектной и конструкторской документации, и доказательств соответствия показателей безопасности продукции допустимым значениям
допустимый риск – значение риска от применения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, исходя из технических и экономических возможностей владельца объектов инфраструктуры, соответствующего уровню безопасности, который должен обеспечиваться на всех стадиях жизненного цикла продукции;
железнодорожная автоматика и телемеханика – подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающая в себя комплекс технических сооружений и устройств сигнализации, централизации и блокировки, обеспечивающих управление движением поездов на перегонах и станциях и маневровой работой;
железнодорожная станция – пункт, который разделяет железнодорожную линию на перегоны или блок-участки, обеспечивает функционирование инфраструктуры железнодорожного транспорта, имеет путевое развитие, позволяющее выполнять операции по приему, отправлению и обгону поездов, обслуживанию пассажиров и приему, выдаче грузов, багажа и грузобагажа, а при развитых путевых устройствах – выполнять маневровые работы по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами;
железнодорожная электросвязь – подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающая в себя комплекс технических сооружений и устройств, обеспечивающих формирование, прием, обработку,
хранение, передачу и доставку сообщений электросвязи в процессе организации и выполнения технологических процессов железнодорожного транспорта;
железнодорожное электроснабжение – подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающая в себя комплекс технических сооружений и устройств, обеспечивающих электроснабжение потребляющих электроэнергию подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта, а также электроснабжение тягового подвижного состава на электрифицированных железных дорогах;
железнодорожный переезд – пересечение в одном уровне автомобильной дороги с железнодорожными путями, оборудованное устройствами, обеспечивающими безопасные условия пропуска подвижного состава железнодорожного транспорта и транспортных средств;
железнодорожный пешеходный переход – пересечение в одном уровне пешеходной дорожки с железнодорожными путями, оборудованное устройствами, обеспечивающими безопасные условия прохода пешеходов;
железнодорожный путь – подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающая в себя верхнее строение пути, земляное полотно, водоотводные, водопропускные, противодеформационные, защитные и укрепительные сооружения земляного полотна, расположенные в полосе отвода, а также искусственные сооружения;
идентификация продукции – установление тождественности характеристик продукции, представленной для обязательного подтверждения соответствия, характеристикам, указанным в сопроводительных документах к продукции;
инновационная продукция – продукция, технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав применяемых материалов и компонентов) либо предполагаемое использование которой является принципиально новыми или существенно отличаются от аналогичной ранее производимой продукции;
инспекционный контроль – контрольная оценка соответствия, осуществляемая с целью установления, что продукция продолжает соответствовать заданным требованиям технического регламента ТС, подтвержденными при сертификации
инфраструктура железнодорожного транспорта – технологический комплекс, включающий в себя подсистемы инфраструктуры железнодорожного транспорта, составные части подсистем и элементы составных частей подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта, обеспечивающие функционирование этого комплекса ;
контактная сеть – совокупность проводов, конструкций и оборудования, обеспечивающих передачу электрической энергии от тяговых подстанций к токоприемникам железнодорожного подвижного состава;
назначенный ресурс – суммарная наработка продукции, при достижении которой ее эксплуатация должна быть прекращена независимо от ее технического состояния;
назначенный срок службы – календарная продолжительность эксплуатации продукции, при достижении которой эксплуатация продукции должна быть прекращена независимо от ее технического состояния;
назначенный срок хранения – календарная продолжительность хранения продукции, при достижении которой хранение продукции должно быть прекращено независимо от ее технического состояния;
обоснование безопасности – документ, содержащий анализ риска, а также сведения из конструкторской, эксплуатационной, технологической документации о минимально необходимых мерах по обеспечению безопасности, сопровождающий продукцию на всех стадиях жизненного цикла и дополняемый сведениями о результатах оценки рисков на стадии эксплуатации после проведения ремонта;
объект инфраструктуры железнодорожного транспорта – составная часть подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта или совокупность составных частей ее подсистем;
оценивание риска – процесс сравнения проанализированных уровней риска с заранее установленными критериями и идентификации областей, где требуется обработка риска;
паспорт – документ, содержащий сведения, удостоверяющие гарантии изготовителя, значения основных параметров и характеристик (свойств) продукции, а также сведения о сертификации и утилизации продукции;
перегон – часть железнодорожной линии, ограниченная смежными железнодорожными станциями, разъездами, обгонными пунктами или путевыми постами;
предельное состояние – состояние объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, при котором их дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна или восстановление их работоспособности невозможно или нецелесообразно;
приемка – форма оценки соответствия объекта инфраструктуры железнодорожного транспорта, строительство которого закончено, требованиям настоящего технического регламента ТС;
продукция – элементы составных частей подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта или совокупность элементов составных частей ее подсистем;
ремонтная документация – документация, содержащая указания по организации ремонта, правила и порядок выполнения капитального, среднего и текущего ремонта, контроля, регулирования, испытаний, консервации, транспортирования и хранения продукции после ремонта, монтажа и испытания, а также значения показателей и норм, которым должен удовлетворять продукция после ремонта;
руководство по эксплуатации – документ, содержащий сведения о конструкции, принципе действия, характеристиках (свойствах) продукции и указания, необходимые для правильной и безопасной эксплуатации продукции (использование по назначению, техническое обслуживание, текущий ремонт, хранение и транспортирование), оценки ее технического состояния при
определении необходимости отправки в ремонт, а также сведения по утилизации продукции;
сертифицированная продукция – продукция, обязательное подтверждение соответствия которой требованиям технических регламентов ТС произведено в форме сертификации;
составная часть подсистем – сооружения, строения, устройства и оборудование специального назначения, обеспечивающие функционирование подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта и безопасное движение железнодорожного подвижного состава;
станционные здания, сооружения и устройства – подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающая в себя технологические комплексы зданий, сооружений, устройств для производства на железнодорожных станциях операций с грузами, почтовыми отправлениями и поездами, технического обслуживания и ремонта инфраструктуры железнодорожного транспорта и железнодорожного подвижного состава, а также для обслуживания пассажиров;
техническая совместимость – способность подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта к взаимодействию друг с другом и с железнодорожным подвижным составом в соответствии с установленными настоящим техническим регламентом ТС требованиями;
технологический железнодорожный транспорт – железнодорожный транспорт, предназначенный для перемещения товаров на территориях организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом, не имеющим право выхода на железнодорожные пути общего и необщего пользования, для собственных нужд указанных организаций;
формуляр – документ, содержащий сведения, удостоверяющие гарантии изготовителя, значения основных параметров и характеристик (свойств) продукции, сведения, отражающие техническое состояние указанной продукции, сведения о сертификации и утилизации продукции, а также сведения, которые вносят в период ее эксплуатации (длительность и условия работы, техническое обслуживание, ремонт и другие);
эксплуатационная документация – конструкторская документация, которая в отдельности или в совокупности с другой документацией определяет правила эксплуатации продукции и (или) отражает сведения, удостоверяющие гарантированные изготовителем значения основных параметров и характеристик (свойств) продукции, а также гарантии и сведения по ее эксплуатации в течение установленного срока службы;
элемент подсистемы – изделие или конструкция, применяемая при строительстве и монтаже составной части подсистемы инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Статья 3. Правила обращения на рынке
- Объекты и элементы инфраструктуры железнодорожного транспорта вводятся в обращение на рынке при их соответствии настоящему техническому регламенту ТС, а также другим техническим регламентам ТС или техническим регламентам Евразийского экономического сообщества (далее – ЕврАзЭС), действие которых на них распространяется.
- Объекты и элементы инфраструктуры железнодорожного транспорта, соответствие которых требованиям настоящего технического регламента ТС не подтверждено, не должны быть маркированы единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов ТС, допускаться к выпуску в обращение на рынке и вводиться в эксплуатацию.
Статья 4. Требования безопасности
- Настоящий технический регламент ТС с учетом степени риска причинения вреда устанавливает минимально необходимые требования к продукции, выполнение которых обеспечивает:
а) безопасность излучений;
б) биологическую безопасность; в) взрывобезопасность;
г) механическую безопасность; д) пожарную безопасность;
е) промышленную безопасность; ж) термическую безопасность; з) электрическую безопасность;
и) электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;
к) единство измерений.
- При проектировании объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и продукции должна оцениваться степень риска расчетным, экспериментальным и экспертным путем, в том числе по данным эксплуатации аналогичных объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и продукции. Методы оценки степени риска могут быть установлены в стандартах или иных документах по стандартизации (далее – стандарты), включенных в перечни взаимосвязанных стандартов, применяемых для целей оценки (подтверждения) соответствия техническому регламенту ТС.
- Безопасность объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и продукции должна обеспечиваться путем:
а) осуществления комплекса научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ при проектировании объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и продукции;
б) применения апробированных технических решений;
в) установления назначенных сроков службы и (или) ресурсов продукции, а также проведения технических обслуживаний и ремонтов с необходимой периодичностью;
г) проведения комплекса расчетов, основанных на апробированных методиках;
д) выбора материалов и веществ, применяемых при проектировании (включая изыскания), производстве, строительстве, монтаже, наладке и вводе в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и продукции в зависимости от параметров и условий эксплуатации;
е) установления критериев предельных состояний;
ж) соблюдения требований проектной документации с контролем посредством авторского надзора, осуществляемого проектировщиком;
з) определения условий и способов утилизации продукции; и) проведения оценки соответствия продукции.
- Объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта и продукция по прочности, устойчивости и техническому состоянию должны обеспечивать безопасное движение поездов с наибольшими скоростями в пределах допустимых значений.
- Объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта и продукция должны обеспечивать:
а) соблюдение габарита приближения строений;
б) выполнение условий эксплуатации с учетом внешних климатических и механических воздействий;
в) техническую совместимость с железнодорожным подвижным составом.
- При проектировании объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и продукции проектировщик (разработчик) должен выбирать решения, обеспечивающие установленный законодательством государств- членов ТС допустимый уровень вредных и (или) опасных воздействий на жизнь и здоровье человека, животных и растений.
- Выбранные проектировщиком (разработчиком) конструкции объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и продукции должны быть безопасны в течение назначенного срока службы и (или) ресурса, назначенного срока хранения, а также выдерживать воздействия и нагрузки, которым они могут подвергаться в процессе эксплуатации.
- При проектировании объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и продукции проектировщик (разработчик), при необходимости, должен предусматривать программные средства, обеспечивающие безопасность функционирования объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и продукции.
- При внесении изменений в проектную документацию строительства объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и продукции не должны быть снижены установленные при проектировании требования безопасности, предусмотренные настоящим техническим регламентом ТС.
- В случае внесения изменений в конструкцию или технологию изготовления продукции, влияющих на безопасность, должно быть проведено обязательное подтверждение соответствия продукции в порядке, установленном в статье 6 настоящего технического регламента ТС.
- Продукция должна иметь хорошо различимые идентификационные и предупреждающие надписи и маркировку, которые должны быть повторены и пояснены в руководстве по эксплуатации.
- Продукция должна иметь маркировку, обеспечивающую идентификацию продукции независимо от года ее выпуска, в том числе:
а) единый знак обращения продукции на рынке государств – членов ТС; б) наименование изготовителя или его товарный знак, наименование
продукции;
в) дата изготовления.
Допускается нанесение маркировки только на упаковку и указание в прилагаемых к продукции эксплуатационных документах, если ее невозможно нанести непосредственно на продукцию ввиду особенностей конструкции продукции.
- Средства измерений, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, установленные на объектах инфраструктуры, должны быть утвержденного типа и иметь знак поверки и (или) свидетельство о поверке в соответствии с законодательством об обеспечении единства измерений государств-членов ТС.
- Маркировка и эксплуатационные документы выполняются на государственном языке государства-члена ТС, в котором изготовлена продукция, и на русском языке.
- Уровень электромагнитных помех, создаваемый продукцией, не должен превышать значения, в пределах которых эти помехи не оказывают влияния на работоспособность объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, другой продукции, а также железнодорожного подвижного состава.
- Для продукции должен быть предусмотрен порядок утилизации опасных элементов составных частей подсистем с целью предотвращения их использования после прекращения их эксплуатации.
- Перед вводом в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и продукции в предусмотренных проектной документацией местах должны быть нанесены, либо установлены, предупреждающие надписи и знаки об опасностях и условиях безопасной эксплуатации.
- При вводе в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и продукции обязательно наличие комплекта эксплуатационной и ремонтной документации.
- При проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и продукции должны выполняться требования законодательства государств-членов ТС в области охраны окружающей среды.
- При проектировании объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и продукции должны учитываться нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, предусматриваться мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, а также способы размещения отходов производства и потребления, применяться ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные
современные технологии, способствующие охране окружающей среды, восстановлению природной среды, а также рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов.
- При строительстве объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и продукции должны быть приняты меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель и благоустройству территорий в соответствии с законодательством государств- членов ТС.
- При проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и продукции должны предусматриваться и выполняться мероприятия, обеспечивающие сохранение путей миграции диких животных и мест их постоянного обитания, в том числе в период размножения и зимовки.
- В целях обеспечения безопасности к железнодорожному пути, составным частям железнодорожного пути и элементам составных частей железнодорожного пути устанавливаются следующие требования:
а) все составные части железнодорожного пути (земляное полотно, верхнее строение пути и другие) и элементы составных частей железнодорожного пути (рельсы, стрелочные переводы, рельсовые скрепления, шпалы, балласт и другие) по прочности, несущей способности и устойчивости должны обеспечивать безопасное движение железнодорожного подвижного состава с наибольшими скоростями в пределах допустимых значений;
б) верхнее строение пути и земляное полотно должны обеспечивать стабильность положения железнодорожного пути в плане и продольном профиле. Геометрические параметры кривых должны устанавливаться таким образом, чтобы обеспечивать устойчивость железнодорожного подвижного состава, препятствующую сходу его колес с рельсов и опрокидыванию;
в) уровень бровки земляного полотна на подходах к водопропускным сооружениям через водотоки при расположении пути вдоль водотоков и водоемов, а также верха укрепляемых откосов должен возвышаться на заданную величину над наивысшим расчетным уровнем воды исходя из заданной вероятности превышения;
г) конструкция бесстыкового пути должна исключать выбросы рельсошпальной решетки при одновременном воздействии поездных и температурных нагрузок;
д) искусственные сооружения должны иметь устройства, предназначенные для безопасного обслуживания самих сооружений и путей (тротуары, убежища с перилами, мостовой настил, ниши, камеры, лестницы, сходы с перилами, специальные смотровые устройства и приспособления, оповестительная сигнализация и другие);
е) стрелочные переводы должны иметь устройства для предотвращения несанкционированного перевода остряков и подвижных частей крестовин во время движения железнодорожного подвижного состава;
ж) геометрические размеры поперечного сечения и конструктивные решения тоннелей должны устанавливаться с учетом минимизации величины
избыточного аэродинамического давления, возникающего при входе в тоннель и движении в нем железнодорожного подвижного состава;
з) при проектировании объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающих составные части железнодорожного пути, а также при проектировании продукции, включающей элементы составных частей железнодорожного пути, должны быть проведены специальные исследования для принятия решений по снижению колебаний аэродинамического давления в тоннелях, закрытых выемках и подземных станциях при проходе железнодорожного подвижного состава с максимальными скоростями;
и) содержание вредных веществ в тоннеле не должно превышать их предельно допустимой концентрации в атмосферном воздухе;
к) пересечения железнодорожных путей с автомобильными дорогами и с линиями городского пассажирского транспорта следует проектировать в разных уровнях. Допускается проектирование и строительство пересечений железнодорожных путей с автомобильными дорогами в одном уровне в порядке, установленном соответствующими органами государств-членов ТС. Все железнодорожные переезды со стороны автодороги должны быть оборудованы предупредительными знаками, а также в зависимости от интенсивности движения автотранспорта – сигнальными и заградительными устройствами. Запрещается проектирование и строительство пересечений железнодорожных путей с автомобильными дорогами в одном уровне на участках железнодорожного пути, на которых эксплуатируется железнодорожный подвижной состав со скоростью более 140 км/час;
л) пересечение железнодорожных путей с трубопроводами различного назначения, не входящими и входящими в состав инфраструктуры железнодорожного транспорта, возможно надземным или подземным (под земляным полотном) способами с заключением (при подземном способе) трубопровода на заданном протяжении и глубине в защитную трубу или тоннель. Не допускается устройство переходов трубопроводов в теле насыпи. При надземном пересечении железнодорожных путей с трубопроводами должно обеспечиваться соблюдение габарита приближения строений. Устройство указанных пересечений согласовывается с владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта
м) участки возможного заноса железнодорожных путей снегом должны быть оборудованы снегозадерживающими устройствами;
- В целях обеспечения безопасности к железнодорожному электроснабжению, составным частям железнодорожного электроснабжения и элементам составных частей железнодорожного электроснабжения устанавливаются следующие требования:
а) соблюдение условий, при которых обеспечиваются:
безопасное расстояние от элементов составных частей железнодорожного электроснабжения, находящихся под напряжением, до заземленных частей, поверхности земли, настилов пешеходных мостов, лестниц, пассажирских платформ и железнодорожных переездов;
безопасное расстояние от элементов составных частей железнодорожного электроснабжения до линий электропередачи, не входящих в состав инфраструктуры железнодорожного транспорта;
напряжение не более допустимого значения при прикосновении к корпусам электрооборудования и другим металлическим конструкциям;
наличие ограждений и блокировок, препятствующих несанкционированному проникновению в опасные зоны или прикосновению к элементам составных частей железнодорожного электроснабжения, находящимся под напряжением;
уровень радиопомех, создаваемых элементами составных частей железнодорожного электроснабжения, не выше допустимого значения;
автоматическое отключение тяговой сети или линий электропередачи при возникновении таких режимов, которые могут привести к повреждению или нарушению исправного состояния железнодорожного электроснабжения и иных подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта;
наличие предупреждающих знаков;
пожарная безопасность как в нормальном, так и в аварийном режимах; б) использование оборудования, параметры которого обеспечивают: электрическую прочность изоляции не ниже допустимого значения;
превышение температуры токоведущих частей оборудования над температурой окружающей среды при номинальном токе не выше допустимого значения;
отношение наименьшего размера изоляционного промежутка, при котором отсутствует сигнал об отключенном положении разъединителя контактной сети, к наибольшему размеру изоляционного промежутка не менее допустимого значения;
коэффициент безопасности по прочности стоек для опор контактной сети, фундаментов опор и ригелей жестких поперечин не менее допустимого значения;
относительный прогиб в средней части несущих конструкций контактной сети не более допустимого значения;
обратное напряжение диодного заземлителя не менее допустимого значения;
импульсное напряжение срабатывания устройств защиты станций стыкования в пределах допустимых значений;
необходимый уровень защиты от опасного и вредного воздействия электромагнитных полей;
автоматическое отключение элементов составных частей железнодорожного электроснабжения в аварийном режиме работы (перегрузка, перегрев, короткое замыкание и другие), исключающее возгорание его частей;
допустимый уровень электромагнитного излучения.
в) обеспечение механической прочности оборудования железнодорожного электроснабжения при воздействии:
эксплуатационных нагрузок;
нагрузок в расчетных аварийных режимах; монтажных нагрузок;
г) безопасное функционирование железнодорожного электроснабжения при одновременном воздействии эксплуатационных или аварийных нагрузок и климатических факторов, соответствующих нормативным показателям района эксплуатации, в том числе для режимов минимальной температуры, максимальной температуры, максимальной скорости ветра или гололеда с ветром;
д) обеспечение безопасности оперативного и оперативно-ремонтного персонала от возможного попадания под напряжение и поражения электрическим током путем:
установления разъединителей с видимым разрывом во всех цепях распределительных устройств (кроме ячеек с выкатными блоками), обеспечивающих возможность отсоединения всех аппаратов от источников напряжения;
оборудования всех распределительных устройств напряжением свыше 1000 В тяговых и трансформаторных подстанций, а также линейных элементов составных частей железнодорожного электроснабжения стационарными заземляющими ножами, обеспечивающими заземление аппаратов и ошиновки, и блокировками или иными устройствами, предотвращающими возможность выполнения ошибочных операций с коммутационными аппаратами;
оборудования стационарных ограждений, лестниц для подъема на трансформаторы блокировками или иными устройствами, обеспечивающими возможность открывания ограждений, приведения лестниц в рабочее положение только при включенных заземляющих ножах;
е) обеспечения посредством элементов составных частей железнодорожного электроснабжения снабжения тягового подвижного состава, сооружений и устройств подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта электроэнергией с показателями качества, обеспечивающими их безопасное функционирование и повышение энергетической эффективности.
- В целях обеспечения безопасности к железнодорожной автоматики и телемеханике, составным частям железнодорожной автоматики и телемеханики и элементам составных частей железнодорожной автоматики и телемеханики устанавливаются следующие требования:
а) все составные части автоматики и телемеханики и элементы составных частей автоматики и телемеханики должны обеспечивать безопасное движение железнодорожного подвижного состава с установленной скоростью и минимальным интервалом следования;
б) диспетчерская централизация и диспетчерский контроль движения поездов должны обеспечивать:
централизованное управление стрелками и светофорами одной или нескольких станций и перегонов железнодорожного пути из одного диспетчерского центра с обеспечением резервного управления устройствами электрической централизации на этих станциях и путевых постах;
непрерывный контроль положения стрелок и свободности (занятости) перегонов, путей на станциях и прилегающих к станциям блок-участках, а также показаний входных, маршрутных и выходных светофоров;
непрерывный контроль технического состояния устройств сигнализации,
централизации и блокировки на станциях и перегонах;
возможность изменения параметров движения при ложной занятости блок-участков, включая экстренную остановку железнодорожного подвижного состава и передачу разрешения на движение железнодорожного подвижного состава для проследования светофора с запрещающим показанием;
передачу необходимых данных для оповещения пассажиров о движении поездов, а также оповещения работников, выполняющих работы на железнодорожных путях, о приближении поезда;
в) сигнализация, централизация и блокировка на станциях и перегонах должна обеспечивать:
пропуск поездов по установленным непересекающимся маршрутам с установленными скоростями в обоих направлениях на станциях и по каждому пути перегона;
предотвращение (блокирование) входа железнодорожного подвижного состава на участок железнодорожного пути, который занят другим железнодорожным подвижным составом;
контроль положения железнодорожного подвижного состава, перевод стрелок, контроль их положения и наружное запирание при приготовлении маршрута, а также управление светофорами и выполнение требуемой последовательности взаимозависимых операций;
контроль технического состояния устройств и технических средств и при необходимости их резервирование;
автоматическое оповещение о приближении поезда на железнодорожных станциях;
недопущение перевода стрелок под железнодорожным подвижным составом;
г) железнодорожная автоматика и телемеханика на сортировочных станциях должна обеспечивать:
непрерывное, бесперебойное и безопасное расформирование составов с расчетной (проектной) скоростью, безопасность сортировки вагонов;
индивидуальное управление стрелками;
исключение выхода железнодорожного подвижного состава в зону роспуска;
контроль положения стрелок и занятости стрелочных секций; недопущение перевода стрелки под железнодорожным подвижным
составом;
управление и контроль надвигом и роспуском;
д) система технической диагностики и мониторинга должна обеспечивать контроль предотказного состояния устройств железнодорожной автоматики и телемеханики;
е) железнодорожная автоматика и телемеханика должна быть совместима с другими подсистемами инфраструктуры железнодорожного транспорта и железнодорожным подвижным составом;
ж) железнодорожная автоматика и телемеханика, составные части железнодорожной автоматики и телемеханики и элементы составных частей железнодорожной автоматики и телемеханики должны сохранять
работоспособное состояние во всех предусмотренных при проектировании условиях и режимах в течение установленных для них сроков службы.
- В целях обеспечения безопасности к железнодорожной электросвязи, составным частям железнодорожной электросвязи и элементам составных частей железнодорожной электросвязи устанавливаются следующие требования:
а) железнодорожная электросвязь, составные части железнодорожной электросвязи и элементы составных частей железнодорожной электросвязи должны обеспечивать безопасное движение железнодорожного подвижного состава с установленной скоростью и минимальным интервалом следования;
б) железнодорожная электросвязь, составные части железнодорожной электросвязи и элементы составных частей железнодорожной электросвязи должны обеспечивать мониторинг параметров функционирования и интегрированного управления технологической сетью связи и частотно- временную синхронизацию;
в) железнодорожная электросвязь, составные части железнодорожной электросвязи и элементы составных частей железнодорожной электросвязи должны быть совместимы с другими подсистемами инфраструктуры железнодорожного транспорта и железнодорожным подвижным составом;
г) железнодорожная электросвязь, составные части железнодорожной электросвязи и элементы составных частей железнодорожной электросвязи должны сохранять работоспособное состояние во всех предусмотренных при проектировании условиях и режимах в течение установленных для них сроков службы.
- В целях обеспечения безопасности к станционным зданиям, сооружениям и устройствам, составным частям станционных зданий, сооружений и устройств и элементам составных частей станционных зданий, сооружений и устройств устанавливаются следующие требования:
а) станционные здания, сооружения и устройства должны быть приспособлены для безопасного выполнения операций по посадке, высадке и обслуживанию пассажиров. Выход на пассажирские платформы из пассажирских зданий, а также выход с пассажирских платформ на пешеходные мосты и тоннельные переходы не должен быть стеснен другими зданиями, сооружениями и устройствами, функционально не связанными с безопасностью людей, и иметь оборудование для движения людей с детскими колясками, а также граждан с ограниченной подвижностью;
б) пешеходные тоннели и подземные станции должны иметь аварийное освещение и аварийные выходы;
в) станции с электрической централизацией стрелок, тоннели и мосты должны быть оборудованы системой оповещения работников, выполняющих работы на железнодорожных путях, о приближении поезда;
г) стационарно размещенные сооружения и их отдельные элементы должны обеспечивать соблюдение установленного габарита приближения строений и габариты погрузки (в том числе при перевозке негабаритных грузов) с целью исключения непосредственного контакта указанных
сооружений и их отдельных элементов с элементами железнодорожного подвижного состава и перевозимых грузов;
д) железнодорожные станции должны иметь устройства для предупреждения самопроизвольного выхода железнодорожного подвижного состава на маршруты следования поездов – предохранительные тупики, охранные стрелки, сбрасывающие башмаки, сбрасывающие остряки или сбрасывающие стрелки, которые должны соответствовать требованиям по включению их в систему централизации и блокировки, иметь контроль заграждающего положения и исключать самопроизвольный выход железнодорожного подвижного состава на другие пути и маршруты приема, следования и отправления поездов;
е) перегоны, имеющие затяжные спуски, а также станции, ограничивающие такие перегоны, должны иметь улавливающие тупики или другие сооружения и устройства для остановки потерявшего управление при движении по этому спуску поезда или части поезда;
ж) грузовые устройства при всех предусмотренных условиях выполнения операций погрузки-выгрузки должны исключать повреждение железнодорожного подвижного состава, иметь освещение, обеспечивающее безопасную погрузку и выгрузку грузов в темное время суток, а также обеспечивать безопасность персонала и сохранность перевозимых грузов;
з) железнодорожные станции, депо и другие вспомогательные объекты должны иметь служебные пешеходные переходы через железнодорожные пути, оборудованные настилами, указателями и предупредительными надписями, а также электрическое освещение. Выходы из служебных помещений вблизи железнодорожных путей должны иметь ограждения (барьеры);
и) железнодорожные станции в установленных местах должны иметь открытые рабочие площадки и островки безопасности для обеспечения безопасности составителей поездов, регулировщиков скорости движения вагонов, дежурных стрелочных постов, осмотрщиков вагонов, приемосдатчиков груза, почтовых отправлений и багажа, а также экипировщиков локомотивов и вагонов и других работников;
к) объекты и помещения на железнодорожных станциях должны освещаться в соответствии с установленными нормами для обеспечения безопасного движения поездов, автотранспортных средств на железнодорожных переездах, маневровых передвижений, безопасности пассажиров при посадке в вагоны и высадке из вагонов, безопасности работников, охраны грузов, почтовых отправлений, багажа и грузобагажа. Наружное освещение не должно влиять на отчетливую видимость сигнальных огней;
л) места выпуска сжатого воздуха вагонных замедлителей пневматического действия на сортировочных горках, всасывания воздуха компрессорных установок, а также системы выпуска газов двигателей и другого оборудования должны быть оборудованы глушителями аэродинамического шума и газовых потоков, а также другими защитными устройствами;
м) воздушные линии электропередачи не должны пересекаться с
железнодорожными путями в горловинах железнодорожных станций;
н) для железнодорожных станциях, на которых производятся операции с опасными грузами, должны быть предусмотрены специальные меры по защите жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Статья 5. Обеспечение соответствия требованиям безопасности
- Обеспечение допустимых значений безопасности продукции (далее – допустимые значения), предусмотренных стандартами, применяемыми на добровольной основе, является достаточным условием соблюдения требований настоящего технического регламента ТС.
- Перечни взаимосвязанных с настоящим техническим регламентом ТС стандартов утверждает Комиссия ТС (далее – КТС).
- При внесении в межгосударственные документы по стандартизации изменений, касающихся требований безопасности, стороной предлагающей изменения должны быть проведены расчеты рисков с доказательством безопасности внесенных изменений.
Статья 6. Оценка соответствия
- Оценка соответствия объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта производится в соответствии с техническим регламентом ТС «О безопасности зданий и сооружений» с учетом особенностей железнодорожного транспорта, указанных в пунктах 73-81 статьи 6 настоящего технического регламента ТС.
- Оценка соответствия продукции производится в форме обязательного подтверждения соответствия.
- Государственная экспертиза проектной документации производится в соответствии с законодательством государств-членов ТС.
При приемке в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта устанавливается их соответствие утвержденной проектной документации, с учетом внесенных в неё в установленном порядке изменений, настоящему техническому регламенту ТС, межгосударственным документам по стандартизации.
- При приемке в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорт должны учитываться результаты строительного контроля (приемочных комиссий) в отношении выполнения технологических операций, осуществляемых во время строительства объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Строительный контроль производится в соответствии с законодательством государств-членов ТС.
- Перечень объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, подлежащих приемке в эксплуатацию, приведен в приложении №
Порядок приемки и ввода в эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта приведен в пунктах 73 – 81 настоящей статьи.
- Обязательное подтверждение соответствия продукции осуществляется в формах:
а) сертификация;
б) принятие декларации о соответствии (далее – декларирование соответствия).
- Работы по оценке (подтверждению) соответствия продукции установленным в настоящем техническом регламенте ТС требованиям в рамках Таможенного союза осуществляют аккредитованные органы по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия), включенные в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза (далее – органы по сертификации)
- Необходимые испытания и измерения параметров продукции при осуществлении сертификации проводятся испытательными лабораториями (центрами), включенными в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза (далее – аккредитованные испытательные лаборатории (центры).
Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) проводит исследования (испытания) и измерения продукции в пределах своей области аккредитации на условиях договора, заключаемого с органом по сертификации. Аккредитованные испытательные лаборатории (центры) оформляют результаты исследований (испытаний) и измерений соответствующими протоколами испытаний и передают их в орган по сертификации. В соответствии с порядком проведения сертификации, изложенным в пунктах 24
– 72 настоящей статьи, орган по сертификации принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия.
Применяемые при испытаниях средства измерений должны соответствовать требованиям законодательства государства-члена ТС об обеспечении единства измерений.
- В случае применения при оценке соответствия продукции положений стандартов оценка соответствия требованиям настоящего технического регламента ТС может осуществляться с учетом этих стандартов. Неприменение стандартов не может оцениваться как несоблюдение требований настоящего технического регламента ТС. В этом случае допускается применение иных документов для оценки соответствия продукции требованиям настоящего технического регламента ТС в соответствии с пунктом 21 настоящей статьи.
- Перечень продукции, подлежащей сертификации, приведен в приложении №
Перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия, приведен в приложении № 4.
Порядок проведения сертификации приведен в пунктах 24 – 72
настоящей статьи.
- Перечень схем сертификации продукции приведен в приложении №
- Для проверки соответствия обязательным требованиям, установленным в настоящем техническом регламенте ТС, изготовитель проводит по апробированным методикам приемочные, приемо-сдаточные, периодические и типовые испытания.
- Сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора, заключаемого с заявителем.
При сертификации заявителем может быть зарегистрированное в соответствии с законодательством государств-членов ТС на ее территории юридическое лицо (физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя), являющееся изготовителем или продавцом либо выполняющее функции иностранного изготовителя на основании договора, заключаемого с ним в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям настоящего технического регламента ТС и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям настоящего технического регламента ТС.
- Виды и объем испытаний определяются стандартами, содержащими правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения настоящего технического регламента ТС и осуществления оценки соответствия, перечень которых утверждается КТС.
Сроки проведения работ по оценке соответствия определяются договором между органом по сертификации и заявителем.
Срок выдачи сертификата соответствия не должен превышать 15 рабочих дней с даты получения органом по сертификации протоколов испытаний и при необходимости документов об устранении выявленных при сертификации несоответствий.
Срок действия сертификата соответствия составляет не более 5 лет.
- При декларировании соответствия заявителем может быть зарегистрированное в соответствии с законодательством государств-членов ТС на их территории юридическое лицо (физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя), являющееся изготовителем или продавцом либо выполняющее функции иностранного изготовителя на основании договора, заключенного с ним в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям настоящего технического регламента ТС и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям настоящего технического регламента ТС.
- Декларирование соответствия включает следующие виды работ:
а) формирование заявителем, принимающим декларацию о соответствии, комплекта документов, подтверждающих соответствие продукции;
б) испытания образцов продукции в аккредитованной испытательной лаборатории (центре), если это предусмотрено схемой декларирования;
в) подачу заявителем заявки в орган по сертификации систем управления качеством и проведение сертификации системы управления качеством, если это предусмотрено схемой декларирования;
г) принятие заявителем декларации о соответствии;
д) подачу в орган по сертификации заявки на регистрацию декларации о соответствии с прилагаемыми документами;
е) проверку органом по сертификации полноты представленных документов, а также правильности заполнения декларации о соответствии;
ж) регистрацию декларации о соответствии;
з) информирование о результатах декларирования соответствия;
и) инспекционный контроль органом по сертификации систем управления (менеджмента) качеством за сертифицированной системой управления (менеджмента) качеством, если это предусмотрено схемой декларирования;
к) контроль за продукцией, соответствие которой подтверждено декларацией о соответствии
- При декларировании соответствия на основании собственных доказательств заявитель, принимающий декларацию о соответствии, самостоятельно формирует комплект доказательственных материалов, содержащий:
а) учредительные документы;
б) конструкторскую и технологическую документацию; в) обоснование безопасности;
г) акт отбора типовых образцов продукции;
д) протоколы испытаний продукции, полученные в собственной лаборатории заявителя;
е) стандарт организации или технические условия, по которым производится продукция;
ж) документы, подтверждающие безопасность составных частей, влияющих на безопасность продукции в целом;
з) сертификат системы менеджмента качества, в отношении которого предусматривается инспекционный контроль сертифицированной продукции органом по сертификации, выдавшим указанный сертификат;
и) иные документы (результаты расчетов по апробированным методикам, эксплуатации аналогов), использованные заявителем для подтверждения соответствия продукции.
- При декларировании соответствия продукции на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра), заявитель в дополнение к собственным доказательствам, сформированным в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи, включает в доказательственные материалы протоколы исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории (центре).
При декларировании соответствия идентификацию продукции проводит аккредитованная испытательная лаборатория (центр). Отбор образцов продукции для испытаний проводится в соответствии с требованиями, установленными стандартами, содержащими правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения настоящего технического регламента ТС и осуществления оценки соответствия, перечень которых утверждается КТС. Образцы продукции, отобранные для испытаний, по конструкции, составу и
технологии изготовления должны быть идентичны продукции, поставляемой потребителю (заказчику).
Перечень схем декларирования соответствия приведен в приложении
№ 6.
- Срок действия декларации о соответствии составляет не более 5 лет.
- Копии заверенных изготовителем деклараций о соответствии и (или)
сертификатов соответствия прилагаются к сопроводительной документации к продукции.
- В случае если заявитель при подтверждении соответствия продукции не применяет или применяет частично стандарты, то вместе с заявкой он представляет:
а) доказательства соответствия продукции требованиям настоящего технического регламента ТС;
б) сведения о проведенных исследованиях (испытаниях) в аккредитованных испытательных лабораториях (центрах);
в) сертификат соответствия системы менеджмента качества.
- Для сертификации инновационной продукции заявитель направляет заявку в орган по сертификации и представляет техническую документацию, включая обоснование безопасности технических решений предлагаемой инновационной продукции. Орган по сертификации рассматривает представленные материалы и при наличии отклонений от допустимых показателей требований безопасности направляет в органы государств-членов ТС, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере железнодорожного транспорта, предложение об их корректировке.
Органы государств-членов ТС, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере железнодорожного транспорта, на основании обоснований указанных значений в установленном государствами-членами ТС порядке разрабатывают и утверждают стандарты, устанавливающие требования к опытной партии инновационной продукции с целью обеспечения безопасности, включая методы контроля и объем испытаний, необходимых для доказательства безопасности инновационной продукции.
На основании положительных результатов испытаний инновационной продукции в соответствии с утвержденными стандартами орган по сертификации принимает решение о выдаче заявителю сертификата соответствия на партию инновационной продукции. В сертификате соответствия указываются количество образцов инновационной продукции и срок действия сертификата соответствия. Срок действия сертификата соответствия на образцы инновационной продукции должен составлять не более 2 лет.
- Заявитель вправе в соответствии с законодательством государств- членов ТС обращаться в орган по аккредитации с жалобами на неправомерные действия органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров).
- Процедура проведения сертификации включает:
а) представление заявителем в орган по сертификации заявки на проведение сертификации продукции;
б) оценку заявки на проведение сертификации органом по сертификации, принятие решения в отношении указанной заявки и направление решения заявителю;
в) проведение испытаний продукции в аккредитованной испытательной лаборатории (центре) по договору, заключаемому с органом по сертификации;
г) проверку состояния производства продукции или сертификацию системы менеджмента качества либо производства продукции, если это предусмотрено схемой сертификации;
д) экспертизу результатов испытаний, экспертизу проверки состояния производства продукции или сертификации системы менеджмента качества либо производства продукции (при их проведении) и экспертизу других доказательственных материалов, а также принятие решения о выдаче сертификата соответствия либо обоснование отказа в выдаче сертификата соответствия;
е) оформление, регистрацию и выдачу сертификата соответствия либо направление заявителю отказа в выдаче сертификата соответствия;
ж) осуществление в соответствии со схемами сертификации инспекционного контроля, а также применения сертификата соответствия и единого знака обращения продукции на рынке государств-членов ТС.
- Заявка на проведение сертификации оформляется заявителем на русском языке и при необходимости на государственном(ых) языке(ах) государств-членов ТС и должна содержать:
а) наименование, местонахождение и реквизиты заявителя;
б) наименование, местонахождение и реквизиты изготовителя в случае, если заявитель не является изготовителем продукции;
в) сведения о продукции и идентифицирующие ее признаки (наименование, код в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ТС (далее – ТН ВЭД ТС), техническое описание продукции, инструкцию по ее применению (эксплуатации) и другую техническую документацию в соответствии с пунктами 26 и 28 настоящей статьи, описывающую продукцию, а также декларируемое количество (серийное производство, партия или единица продукции);
г) указание на положения настоящего технического регламента ТС, требованиям которых соответствует предъявляемая продукция;
д) схему сертификации;
е) обязательства заявителя о выполнении правил и условий сертификации;
ж) дополнительные сведения по усмотрению заявителя; з) перечень прилагаемых к заявке документов.
- Для вновь разрабатываемой продукции вместе с заявкой на проведение сертификации заявителем представляется в орган по сертификации следующая документация:
а) техническое задание на создание образца продукции (при его наличии); б) технические условия на продукцию;
в) программа предварительных испытаний; г) протокол предварительных испытаний;
д) комплект учтенной эксплуатационной документации;
е) акт готовности образца продукции к проведению приемочных испытаний;
ж) план-график проведения приемочных испытаний; з) программа приемочных испытаний;
и) протокол приемочных испытаний; к) акт приемочной комиссии;
л) план мероприятий по устранению выявленных приемочной комиссией недостатков (при наличии) и документы, подтверждающие его реализацию;
м) уведомление о завершении проверки и утверждении в установленном порядке контрольного комплекта конструкторской документации на серийное производство продукции;
н) предложение о способе и месте нанесения единого знака обращения продукции на рынке государств-членов ТС.
- При принятии решения о совмещении приемочных и сертификационных испытаний документы, указанные в подпунктах «б», «д»,
«и» – «л» пункта 26 настоящей статьи, представляются после проведения приемочных испытаний и реализации плана мероприятий по устранению выявленных недостатков.
- Для серийно выпускаемой продукции вместе с заявкой на проведение сертификации заявителем представляется в орган по сертификации следующая документация:
а) технические условия на продукцию;
б) конструкторская и технологическая документация (в объеме, согласованном с органом по сертификации);
в) протокол приемочных (квалификационных) испытаний;
г) акт квалификационной комиссии, а в случае первичной сертификации –
также акт приемочной комиссии;
д) план мероприятий по устранению выявленных приемочной комиссией недостатков (при наличии) и документы, подтверждающие его реализацию;
е) отчеты о проведении периодических и типовых испытаний; ж) анкета для оценки состояния производства продукции;
з) объем выпуска продукции; и) сведения о рекламациях;
к) предложение о способе и месте нанесения единого знака обращения продукции на рынке государств-членов ТС.
- Документы, указанные в пунктах 26 и 28 настоящей статьи, оформляются с указанием реквизитов заявителя и идентификационного номера и заверяются подписью заявителя.
Копии доказательственных документов прошиваются и заверяются подписью и печатью заявителя. При отсутствии прошивки заверяется каждый лист документа. Все доказательственные документы подлежат хранению в соответствующих делах в органе по сертификации в соответствии с законодательством государств-членов ТС.
- При сертификации продукции учитываются результаты приемочных и других испытаний при условии, что они проводились в аккредитованных испытательных лабораториях (центрах) по согласованным с органом по сертификации программам. В этом случае заявитель должен подать заявку на проведение сертификации до начала проведения испытаний и представить в орган по сертификации график проведения испытаний. О начале и ходе проведения испытаний испытательная лаборатория (центр) должна информировать орган по сертификации. Указанные испытания могут быть учтены при сертификации только в том случае, если по их результатам в конструкцию продукции и технологию ее изготовления не были внесены существенные изменения, требующие проведения повторных испытаний.
- Орган по сертификации рассматривает заявку на проведение сертификации и в срок, не превышающий 1 месяца после ее получения, сообщает заявителю о своем решении.
- Положительное решение в отношении заявки на проведение сертификации должно включать в себя основные условия сертификации, в том числе информацию:
а) о схеме сертификации;
б) о сроках проведения сертификации;
в) о нормативных документах, на основании которых будет проводиться сертификация продукции;
г) об организации, которая будет проводить проверку состояния производства продукции, если это предусмотрено схемой сертификации;
д) о порядке отбора образцов продукции;
е) о порядке проведения испытаний образцов продукции;
ж) о порядке оценки стабильности условий производства продукции; з) о критериях оценки соответствия продукции;
и) об условиях проведения инспекционного контроля.
- Основаниями для принятия органом по сертификации решения об отказе в проведении сертификации являются:
а) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пунктах 25, 26 и 28 настоящей статьи;
б) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.
- При осуществлении сертификации идентификацию продукции и отбор образцов продукции проводит орган по сертификации. Отбор образцов продукции для испытаний проводится в соответствии с требованиями, установленными стандартами, содержащими правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения настоящего технического регламента ТС и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции, перечень которых утверждается КТС.
Образцы продукции, отобранные для испытаний, должны быть по конструкции, составу и технологии изготовления идентичны продукции, предназначенной для поставки потребителю (заказчику).
- Акт отбора образцов должен содержать:
а) номер и дату составления акта отбора образцов;
б) наименование и адрес организации, где производился отбор образцов; в) наименование продукции;
г) единицу величины измерений;
д) размер (объем) партии, из которой производился отбор;
е) результат наружного осмотра партии (внешний вид, состояние упаковки и маркировки, результаты оценки сертификационных показателей, определяемых визуальным контролем);
ж) дату выработки партии;
з) обозначение и наименование нормативного документа, в соответствии с которым отобраны образцы;
и) количество и номера отобранных образцов; к) место отбора образцов;
л) документы изготовителя об окончательной приемке продукции;
м) реквизиты и подписи представителей органа по сертификации и заявителя.
- К акту отбора образцов продукции, в состав которой входят составные части, подлежащие обязательному подтверждению соответствия, прилагается перечень сертификатов соответствия (деклараций о соответствии) отдельных составных частей и перечень чертежей, по которым они изготавливаются.
Отобранные образцы продукции маркируют и направляют на испытания с сопроводительным письмом и актом передачи. При необходимости могут выполняться пломбирование, а также маркировка отдельных составных частей, входящих в отобранную продукцию.
- При проведении идентификации сравнивают основные характеристики образцов продукции, указанные в заявке на проведение сертификации, с фактическими характеристиками, приведенными в маркировке и в сопроводительной документации, включающими:
а) наименование, тип, модель и модификацию;
б) наименование изготовителя или данные о происхождении продукции; в) документ, по которому выпускается продукция;
г) показатели назначения и другие основные показатели; д) принадлежность к соответствующей партии;
е) принадлежность к соответствующему технологическому процессу.
- Соответствие продукции требованиям настоящего технического регламента устанавливается на основании результатов необходимых видов и категорий испытаний, проводимых в аккредитованных испытательных лабораториях (центрах).
- Результаты испытаний давностью более 5 лет для целей сертификации образцов продукции не рассматриваются.
- Не подлежит сертификации разрабатываемая продукция, указанная в приложении № 3, конструкторской документации на которую присвоена литера
«О».
Для остальной продукции, указанной в приложении № 3, наличие сертификата соответствия требованиям настоящего технического регламента ТС является обязательным.
- В случае отсутствия аккредитованной испытательной лаборатории (центра) допускается проведение испытаний в целях сертификации испытательными лабораториями (центрами), аккредитованными только на техническую компетентность. Такие испытания проводятся под контролем представителей органа по сертификации. Объективность таких испытаний наряду с испытательной лабораторией (центром), аккредитованной только на техническую компетентность, обеспечивает орган по сертификации, поручивший указанной испытательной лаборатории (центру) их проведение.
- Протокол испытаний должен содержать:
а) наименование и обозначение документа, при этом обозначение документа повторяется на каждой странице;
б) наименование и адрес аккредитованной испытательной лаборатории (центра), сведения об ее аккредитации (номер, дата выдачи и срок действия аттестата аккредитации);
в) сведения об органе по сертификации, поручившем проведение испытаний;
г) наименование и адрес заявителя;
д) обозначение (описание, маркировку), результаты идентификации, сведения об изготовителе и дату изготовления продукции;
е) дату получения продукции на проведение испытаний;
ж) проверяемые показатели и требования к ним, а также сведения о нормативных документах, содержащих эти требования;
з) дату проведения испытаний;
и) сведения об использованных при испытаниях стандартных и нестандартных методах и методиках испытаний;
к) сведения о хранении продукции до проведения испытаний, условиях окружающей среды, а также о подготовке продукции к испытаниям;
л) сведения об использованном собственном и арендуемом испытательном оборудовании и средствах измерений;
м) сведения об испытаниях, выполненных другой аккредитованной испытательной лабораторией (центром);
н) результаты проведения испытаний, подкрепленные при необходимости таблицами, графиками, фотографиями и другими материалами;
о) заявление о том, что протокол испытаний касается только образцов, подвергнутых испытаниям;
п) доказательственные материалы по полученным результатам, включая первичные зарегистрированные данные в виде таблиц и (или) графиков;
р) процедуру проведения обработки первичных данных с указанием всех критериев обработки и полученных промежуточных данных;
с) подпись руководителя аккредитованной испытательной лаборатории
(центра), заверенную печатью организации;
т) подписи и должности ответственных исполнителей, проводивших испытания;
у) подпись и должность лица (лиц), ответственного за подготовку протокола испытаний от имени аккредитованной испытательной лаборатории (центра) (при необходимости);
ф) подпись представителя органа по сертификации – в случае совмещения приемочных и сертификационных испытаний, а также при проведении испытаний в соответствии с пунктом 41 настоящей статьи;
х) дату выпуска протокола испытаний (отчета);
ц) сведения о том, что внесение изменений в протокол испытаний (отчет) оформляется отдельным документом (приложение к отчету, новый протокол, отменяющий и заменяющий предыдущий);
ч) заявление, исключающее возможность частичной перепечатки протокола испытаний.
- К протоколу испытаний должна быть приложена заверенная копия акта отбора образцов и копия акта о готовности продукции к испытаниям.
Протокол испытаний не должен содержать рекомендации или предложения, вытекающие из полученных результатов испытаний.
- Оригиналы протоколов испытаний, оформленные в соответствии с требованиями пункта 42 настоящей статьи, представляют в орган по сертификации в 2 экземплярах (первый направляется в дело по сертификации, второй – заявителю). Копии протоколов испытаний подлежат хранению аккредитованной испытательной лабораторией (центром) не менее срока действия сертификата соответствия, если иное не установлено соответствующими нормативными документами и документами аккредитованной испытательной лаборатории (центра).
- Проверка состояния производства продукции проводится с целью установления необходимых условий для изготовления продукции со стабильными характеристиками, проверяемыми при сертификации.
- Проверка состояния производства продукции проводится в отношении:
а) технологических процессов;
б) технологической документации;
в) средств технологического оснащения; г) технологических режимов;
д) управления средствами технологического оснащения; е) управления метрологическим оборудованием;
ж) методик испытаний и измерений;
з) порядка проведения контроля сырья и комплектующих изделий;
и) порядка проведения контроля продукции в процессе ее производства; к) управления несоответствующей продукцией;
л) порядка работы с рекламациями.
- По итогам проверки состояния производства продукции составляется акт о результатах проверки состояния производства сертифицируемой продукции, в котором указываются:
а) результаты проверки;
б) дополнительные материалы, использованные при проверке состояния производства продукции;
в) общая оценка состояния производства продукции;
г) необходимость и сроки выполнения корректирующих мероприятий.
- Акт о результатах проверки состояния производства сертифицируемой продукции хранится в органе по сертификации, а его копия направляется заявителю.
- Орган по сертификации после анализа протокола испытаний (отчета) и результатов проверки состояния производства продукции (если это установлено схемой сертификации и договором) готовит решение о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата соответствия.
- Основаниями для принятия органом по сертификации решения об отказе в выдаче сертификата соответствия являются:
а) несоответствие продукции требованиям настоящего технического регламента ТС;
б) отрицательный результат проверки состояния производства продукции
(если это установлено схемой сертификации);
в) наличие недостоверной информации в представленных документах.
- На основании решения о выдаче сертификата соответствия орган по сертификации оформляет сертификат соответствия, регистрирует его в Едином реестре выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме в установленном порядке и выдает заявителю. Сертификат действителен только при наличии регистрационного номера.
- Сертификаты соответствия вступают в силу со дня их регистрации в Едином реестре выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме.
Сертификат соответствия может иметь приложение, содержащее перечень конкретных видов и типов продукции, на которые распространяется его действие.
- Сертификат соответствия на продукцию, в состав которой входят составные части, подлежащие обязательному подтверждению соответствия, может быть выдан только при наличии сертификатов соответствия или деклараций о соответствии на эти составные части. В приложении к сертификату соответствия делается запись о том, что маркирование продукции единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов ТС осуществляется только при наличии сертификатов соответствия или деклараций о соответствии на подлежащие обязательному подтверждению соответствия составные части.
- Опытные образцы продукции, не имеющие сертификата соответствия или декларации о соответствии на отдельные составные части, допускается выпускать в подконтрольную эксплуатацию до получения сертификата соответствия или декларации о соответствии на отдельные составные части.
- При внесении изменений в конструкцию (состав) продукции или технологию ее производства, которые могут повлиять на соответствие продукции требованиям настоящего технического регламента, заявитель заранее извещает об этом орган по сертификации, который принимает решение о необходимости проведения новых испытаний или проверки состояния производства этой продукции.
56. | Эксплуатационная | документация (руководство | по |
эксплуатации, | формуляр, паспорт, | ярлык, этикетка), прилагаемая | к |
сертифицированной продукции, а также товаросопроводительная документация должны содержать единый знак обращения продукции на рынке государств- членов ТС , запись о проведенной сертификации, а также учетный номер бланка сертификата соответствия, его регистрационный номер, дату выдачи и срок действия.
- Действие сертификата соответствия по заявлению держателя сертификата соответствия может быть продлено на срок, не превышающий 1 года, для завершения работ по повторной сертификации при отсутствии внесения изменений в конструкцию и технологию изготовления продукции, рекламаций и претензий от потребителей, а также при положительных результатах последнего инспекционного контроля.
- Держатель сертификата соответствия имеет право выдавать заверенные им копии сертификата соответствия для использования их на таможенной территории ТС.
- Инспекционный контроль, если это предусмотрено схемой сертификации, осуществляет орган по сертификации, проводивший ее сертификацию. Инспекционный контроль проводится в форме периодических и внеплановых проверок, обеспечивающих получение информации о сертифицированной продукции в виде результатов испытаний и проверки состояния производства продукции, о соблюдении условий и правил применения сертификата соответствия и единого знака обращения продукции на рынке государств-членов ТС в целях подтверждения того, что продукция в течение времени действия сертификата соответствия продолжает соответствовать требованиям настоящего технического регламента ТС.
- Критериями определения периодичности и объема инспекционного контроля являются:
а) степень потенциальной опасности продукции;
б) результаты проведенной сертификации продукции; в) стабильность производства продукции;
г) объем выпуска продукции;
д) наличие сертифицированной системы менеджмента качества производства продукции;
е) стоимость проведения инспекционного контроля.
- Объем, периодичность, содержание и порядок проведения инспекционного контроля устанавливаются в решении органа по сертификации о выдаче сертификата соответствия.
- Внеплановый инспекционный контроль проводится при наличии информации (подтверждающих документов) о претензиях к безопасности продукции. Указанная информация может быть получена от потребителей, а также от органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) за безопасностью продукции, на которую выдан сертификат соответствия. Объем работ при внеплановом инспекционном контроле определяется необходимостью проверки технологических процессов, связанных с
обнаруженными недостатками в обеспечении безопасности продукции, и проводится изготовителем на безвозмездной основе.
- Инспекционный контроль включает в себя: а) анализ материалов сертификации продукции;
б) анализ поступающей информации о сертифицированной продукции;
в) проверку соответствия документов на сертифицированную продукцию требованиям настоящего технического регламента ТС;
г) отбор и идентификацию образцов, проведение испытаний образцов и анализ полученных результатов;
д) проверку отсутствия внесения в конструкцию и технологию изготовления продукции зафиксированных при проведении сертификации, изменений, влияющих на показатели безопасности продукции;
е) проверку состояния производства продукции, если это предусмотрено схемой сертификации;
ж) проверку корректирующих действий по устранению ранее выявленных несоответствий;
з) проверку правильности маркировки продукции и сопроводительной документации единым знаком обращения продукции на рынке государств- членов ТС;
и) анализ рекламаций на сертифицированную продукцию.
- Содержание, объем и порядок проведения испытаний при проведении инспекционного контроля определяет орган по сертификации, проводящий инспекционный контроль.
- Результаты инспекционного контроля оформляют актом о проведении инспекционного контроля.
В акте о проведении инспекционного контроля на основании результатов работ, выполненных в соответствии с пунктом 62 настоящей статьи, делается заключение о соответствии продукции требованиям настоящего технического регламента ТС, стабильности их выполнения и возможности сохранения выданного сертификата соответствия или о приостановлении (об отмене) действия сертификата соответствия.
- По результатам инспекционного контроля может быть принято одно из следующих решений:
а) сертификат соответствия продолжает действовать, если продукция соответствует требованиям настоящего технического регламента ТС;
б) действие сертификата соответствия приостановлено, если путем корректирующих мероприятий заявитель может устранить обнаруженные причины несоответствия продукции требованиям настоящего технического регламента ТС;
в) действие сертификата соответствия прекращено, если путем корректирующих мероприятий заявитель не может устранить обнаруженные причины несоответствия продукции требованиям настоящего технического регламента ТС.
- Прекращение действия сертификата соответствия вступает в силу со дня внесения соответствующей записи в Едином реестре выданных
сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме.
- Решение о приостановлении действия сертификата соответствия в случае невозможности проведения инспекционного контроля в обозначенные сроки по вине держателя сертификата соответствия орган по сертификации принимает в следующих случаях:
а) отказ держателя сертификата соответствия от заключения договора с органом по сертификации на проведение инспекционного контроля;
б) отказ держателя сертификата соответствия произвести оплату по договору с органом по сертификации на проведение инспекционного контроля;
в) отказ держателя сертификата соответствия создать условия (предоставить помещения, необходимую информация в соответствие с пунктом 63 настоящей статьи) для работы сотрудников органа по сертификации при проведении инспекционного контроля.
- В случае если держатель сертификата соответствия не производит сертифицированную продукцию в течение срока, превышающего полгода, выпуск в обращение продукции может осуществляться только после проведения внепланового инспекционного контроля.
- В случае приостановления действия сертификата соответствия: а) орган по сертификации:
информирует об этом органы государств-членов ТС, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере железнодорожного транспорта и заинтересованные организации;
устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий и контролирует их выполнение держателем сертификата соответствия;
б) держатель сертификата соответствия:
определяет количество и дислокацию отправленной потребителям продукции с отклонением от установленных требований;
уведомляет потребителей и иные заинтересованные организации о приостановлении использования продукции и сообщает порядок устранения выявленных недостатков;
устраняет выявленные недостатки на месте или обеспечивает возврат продукции для доработки изготовителем.
- Информация о приостановлении или прекращении действия сертификата соответствия, а также о возобновлении действия сертификата соответствия доводится органом по сертификации до сведения органов государств-членов ТС, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере железнодорожного транспорта и заинтересованных организаций.
- Продукция, действие сертификата соответствия на которую было прекращено, может быть повторно заявлена к проведению сертификации после выполнения заявителем необходимых корректирующих действий. При проведении повторной сертификации орган по сертификации может учитывать положительные результаты предыдущей сертификации.
- Объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта, строительство которых закончено, должны быть подвергнуты процедуре приемки в эксплуатацию.
- Приемка в эксплуатацию осуществляется полностью или по очередям строительства в соответствии с проектной документацией и с учетом внесенных в неё в установленном порядке изменений.
- Приемка в эксплуатацию осуществляется приемочной комиссией, назначаемой заказчиком.
Приемка в эксплуатацию железнодорожных путей общего пользования, а также объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, строительство которых осуществлялось с использованием средств бюджетов государств- членов ТС, осуществляется приемочной комиссией, назначаемой органом государства-члена ТС.
- Для проверки готовности объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, строительство которых закончено, к предъявлению его приемочной комиссии, заказчик назначает рабочую комиссию (рабочие комиссии) после получения официального извещения подрядчика о завершении строительства.
- Решение рабочей комиссии о готовности к приемке в эксплуатацию выносится:
а) по результатам проверки соответствия объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта требованиям настоящего технического регламента ТС и утвержденной проектной документацией с учетом внесенных в неё в установленном порядке изменений;
б) по результатам анализа исполнительной документации, разрабатываемой подрядчиком;
в) на основе результатов измерений, в том числе с помощью автоматизированных путеизмерительных и диагностических систем, испытаний сооружений, устройств и механизмов, а также комплексного опробования оборудования.
- По результатам проверки рабочая комиссия составляет заключение о готовности объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта к приемке приемочной комиссией. В случае выявления отступлений от проектной документации, они должны быть устранены до приемки объекта инфраструктуры железнодорожного транспорта приемочной комиссией.
- Приемочные комиссии обязаны осуществить проверку устранения несоответствий, выявленных рабочими комиссиями, и готовности объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта к приемке в эксплуатацию. Указанная проверка проводится по программе, составленной заказчиком и утвержденной приемочной комиссией. Приемка объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, строительство которых закончено, приемочной комиссией оформляется актом на основе заключения рабочей комиссии, а также документов, представляемых подрядчиком.
Акт о приемке в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта должен быть подписан всеми членами приемочной комиссии, каждый из которых несет ответственность за принятые комиссией решения в пределах своей компетенции. В случае отказа отдельных членов приемочной комиссии от подписи в акте они должны представить председателю комиссии заключения соответствующих органов,
представителями которых являются, с изложением замечаний по вопросам, входящим в их компетенцию.
Указанные замечания должны быть сняты с участием органов, выдавших заключение.
Объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта, по которым такие замечания не сняты в установленный для работы приемочной комиссии срок, должны быть признаны приемочной комиссией не подготовленными к вводу в эксплуатацию.
- Запрещается ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта без завершения предусмотренных проектной документацией работ по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель и благоустройству территорий в соответствии с законодательством государств-членов ТС.
- Для получения разрешения на ввод объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта в эксплуатацию заказчик обращается с соответствующим заявлением в орган государства-члена ТС, в компетенцию которого в соответствии с национальным законодательством входит выдача разрешений на ввод объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта в эксплуатацию. К заявлению прилагаются документы, предусмотренные законодательством государств-членов ТС.
Статья 7. Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов ТС
- Продукция, соответствующая требованиям безопасности и прошедшая процедуру подтверждения соответствия согласно статье 6 настоящего технического регламента ТС, должна иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов ТС.
- Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов ТС осуществляется перед ее выпуском в обращение на рынке.
- Единый знак обращения продукции на рынке государств-членов ТС наносится на каждую единицу продукции.
Единый знак обращения продукции на рынке государств-членов ТС наносится на само изделие, а также приводится в прилагаемых к нему эксплуатационных документах.
Единый знак обращения продукции на рынке государств-членов ТС наносится любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение в течение всего срока службы продукции.
- Допускается нанесение единого знака обращения продукции на рынке государств-членов ТС только на упаковку и указание в прилагаемых к нему эксплуатационных документах, если его невозможно нанести непосредственно на продукцию ввиду особенностей ее конструкции.
- Маркировка продукции единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов ТС свидетельствует о ее соответствии требованиям всех технических регламентов ТС, распространяющихся на продукцию и
предусматривающих нанесение единого знака обращения продукции на рынке государств-членов ТС.
Статья 8. Защитительная оговорка
- Государства-члены ТС обязаны предпринять все меры для ограничения, запрета выпуска в обращение продукции на таможенной территории ТС, а также изъятия с рынка продукции, представляющей опасность для жизни и здоровья человека, имущества.
2.Компетентный орган государства-члена Таможенного союза обязан уведомить Комиссию и компетентные органы других государств-членов Таможенного союза о принятом решении с указанием причин принятия данного решения и предоставлением доказательств, разъясняющих необходимость принятия данной меры.
- Основанием для применения статьи защиты могут быть следующие случаи:
невыполнение статьи 4 настоящего технического регламента ТС; неправильное применение взаимосвязанных с настоящим техническим
регламентом ТС стандартов, указанных в статье 5 настоящего технического регламента ТС, если данные стандарты были применены;
несоблюдение правил, изложенных в статье 6 настоящего технического регламента ТС;
осуществление обязательного подтверждения соответствия органами по оценке соответствия, не включенными в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) ТС или не соответствующими установленным критериям;
другие причины запрета выпуска продукции в обращение на рынке.
- Если компетентные органы других государств-членов ТС выражают протест против упомянутого в пункте 1 настоящей статьи решения, то КТС безотлагательно проводит консультации с компетентными органами всех государств-членов ТС для принятия взаимоприемлемого решения.