Предисловие
Настоящий технический регламент разработан на основании Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации (далее – государства – члены Таможенного союза) от 18 ноября 2010 г.
Техническое регулирование в отношении колесных транспортных средств осуществляется в целях обеспечения социально приемлемого уровня их безопасности, а также выполнения государствами – членами Таможенного союза своих обязательств, вытекающих из участия в международных соглашениях в сфере безопасности колесных транспортных средств.
Требования настоящего технического регламента гармонизированы с требованиями Правил Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (Правила ЕЭК ООН), принимаемых на основании «Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний», заключенного в Женеве 20 марта 1958 г. (далее – Соглашение 1958 года), Глобальных технических правил, принимаемых на основании «Соглашения о введении Глобальных технических правил для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах», заключенного в Женеве 25 июня 1998 г. (далее – Соглашение 1998 года) и Предписаний, принимаемых на основании «Соглашения о принятии единообразных условий для периодических технических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров», заключенного в Вене 13 ноября 1997 г. (далее – Соглашение 1997 года).
Технический регламент содержит: определения применяемых терминов; правила обращения на рынке или ввода в эксплуатацию объектов технического регулирования; требования безопасности; процедуры оценки соответствия типов транспортных средств (шасси), единичных транспортных средств, транспортных средств, находящихся в эксплуатации, типов компонентов транспортных средств; требования к маркировке продукции единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза; защитительную оговорку; заключительные положения о применении удостоверяющих соответствие документов, полученных до вступления технического регламента в силу.
Приложения включают:
- перечень объектов технического регулирования;
- требования к типам выпускаемых в обращение транспортных средств (шасси);
- требования к выпускаемым в обращение единичным транспортным средствам;
- габаритные и весовые ограничения, действующие в отношении транспортных средств;
- требования к маркировке;
- требования к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации;
- требования в отношении отдельных изменений, внесенных в конструкцию транспортного средства;
- требования к типам компонентов транспортных средств; подразделение транспортных средств на типы и модификации; перечень документов, представляемых заявителем в целях оценки соответствия;
- перечень основных вопросов, изучаемых при анализе состояния производства, правила и порядок проверки условий производства;
- формы удостоверяющих соответствие документов;
- формы и схемы подтверждения соответствия и рекомендации по их выбору.
- Общие положения
1.Настоящий технический регламент в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды и предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, устанавливает требования к колесным транспортным средствам в соответствии с пунктом 16, независимо от места их изготовления, при их выпуске в обращение и нахождении в эксплуатации на единой таможенной территории Таможенного союза.
2.К объектам технического регулирования, на которые распространяется действие настоящего технического регламента, относятся:
колесные транспортные средства категорий L, M, N и О, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования (далее — транспортные средства), а также шасси;
компоненты транспортных средств, оказывающие влияние на безопасность транспортных средств.
Объекты технического регулирования устанавливаются согласно приложению № 1.
3.Действие настоящего технического регламента не распространяется на транспортные средства:
- имеющие максимальную скорость, предусмотренную их конструкцией, не более 25 км/ч;
- предназначенные исключительно для участия в спортивных соревнованиях;
- категорий L и M1, с даты выпуска которых прошло 30 и более лет, а также категорий М2, М3и N, не предназначенные для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, с даты выпуска которых прошло 50 и более лет, с оригинальными двигателем, кузовом и при наличии — рамой, сохраненные или отреставрированные до оригинального состояния;
- ввозимые на единую таможенную территорию Таможенного союза, на срок не более 6 месяцев и помещаемые под таможенные режимы, которые не предусматривают возможность отчуждения;
- ввозимые на единую таможенную территорию Таможенного союза в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками национальных государственных программ по оказанию содействия добровольному переселению лиц, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
- принадлежащие дипломатическим и консульским представительствам, международным (межгосударственным) организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам этих представительств (организаций) и членам их семей;
- внедорожные большегрузные транспортные средства.
4.Действие настоящего технического регламента не распространяется на компоненты, предназначенные только для комплектации транспортных средств, указанных в подпунктах 1), 2), 4) и
5) пункта 3.
5.Государства– члены Таможенного союза могут принять решение о нераспространении на своей территории его положений на транспортные средства, поставляемые по государственному оборонному заказу.
- Определения
1.Для целей настоящего технического регламента используются понятия, установленные Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 г., а также применяются термины, которые означают следующее:
«автоматическое (аварийное) торможение» — торможение прицепа, выполняемое тормозной системой без управляющего воздействия водителя при разрыве тормозных магистралей тормозного привода;
«автопоезд» — транспортное средство, образованное автомобилем и буксируемым им полуприцепом или прицепом (прицепами);
«антиблокировочная тормозная система» — тормозная система транспортного средства с автоматическим регулированием в процессе торможения степени проскальзывания колес транспортного средства в направлении их вращения;
«база транспортного средства» — расстояние меду центрами колес осей при максимальной массе транспортного средства (для полуприцепа — расстояние между осью шкворня и первой от шкворня осью);
«базовое транспортное средство» – выпущенное в обращение транспортное средство, которое в целом, или его основные компоненты в виде кузова или шасси были использованы для создания другого транспортного средства;
«безопасность транспортного средства» — состояние, характеризуемое совокупностью параметров конструкции и технического состояния транспортного средства, обеспечивающих недопустимость или минимизацию риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде;
«блокирование колеса» — прекращение качения колеса при его перемещении по опорной поверхности;
«броневая защита» — совокупность броневых преград, предназначенных для полной или частичной нейтрализации воздействия средств поражения;
«бронестойкость» — устойчивость броневой защиты к воздействию средств поражения заданного типа;
«брызговик» — гибкий компонент системы защиты от разбрызгивания, устанавливаемый позади колеса и предназначенный для отражения воды и уменьшения опасности от выброса мелких предметов, захватываемых шиной;
«вентиляция» — обеспечение воздухообмена в кабине и пассажирском помещении транспортного средства;
«внедорожные большегрузные транспортные средства» – механические транспортные средства, по конструкции и назначению специально предназначенные для перевозки крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов преимущественно вне автомобильных дорог общего пользования, у которых один из параметров превышает допустимые нормы, установленные законодательством для проезда по автомобильным дорогам общего пользования, а масса, приходящаяся хотя бы на одну ось, превышает 10 т;
«внесение изменений в конструкцию транспортного средства» – исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения;
«внешние световые приборы» — устройства для освещения дороги, государственного регистрационного знака, а также устройства световой сигнализации;
«восстановление соответствия» — комплекс мер, принимаемых на производстве в том случае, когда допущен выпуск продукции, не соответствующей требованиям настоящего технического регламента;
«вредные вещества» — содержащиеся в воздухе примеси, оказывающие неблагоприятное действие на здоровье человека, — оксид углерода, диоксид азота, оксид азота, углеводороды алифатические предельные, формальдегид и дисперсные частицы;
«время срабатывания тормозной системы» — интервал времени от начала торможения до момента, в который замедление транспортного средства принимает установившееся значение при проверках в дорожных условиях, либо до момента, в который тормозная сила при проверках на стендах принимает максимальное значение или происходит блокировка колеса транспортного средства на роликах стенда;
«вспомогательная тормозная система» — износостойкая (бесконтактная) тормозная система, предназначенная для уменьшения энергонагруженности тормозных механизмов рабочей тормозной системы транспортного средства;
«выбросы» – выбрасываемые в атмосферный воздух вредные вещества, содержащиеся в отработавших газах двигателей внутреннего сгорания и испарениях топлива транспортных средств, которыми являются оксид углерода (CO), углеводороды (HC), оксиды азота (NOx), дисперсные частицы;
«выдвижная ось» — ось, которая может быть с помощью устройства разгрузки оси поднята над опорной поверхностью во время обычных условий эксплуатации транспортного средства;
«выпуск в обращение» — разрешение заинтересованным лицам без ограничений использовать и распоряжаться транспортным средством (шасси) или партией компонентов на единой таможенной территории Таможенного союза;
«гибридное транспортное средство» — транспортное средство, имеющее не менее двух различных преобразователей энергии (двигателей) и двух различных (бортовых) систем аккумулирования энергии для целей приведения в движение транспортного средства;
«грязезащитный кожух» — жесткий или полужесткий компонент системы защиты от разбрызгивания, предназначенный для отражения воды, выбрасываемой шинами при движении, выполненный полностью или частично как одно целое с кузовом либо другими частями транспортного средства (кабина, нижняя часть погрузочной платформы и т.д.);
«двигатель внутреннего сгорания» – тепловой двигатель, в котором химическая энергия топлива, сгорающего в рабочей полости, преобразуется в механическую работу;
«двигатель с принудительным зажиганием » — двигатель внутреннего сгорания, в котором воспламенение рабочей смеси инициируется электрической искрой;
«дефект» – каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям;
«дизель» — двигатель внутреннего сгорания, работающий по принципу воспламенения от сжатия;
«дисперсные частицы» – любая субстанция, собранная на специальном фильтрующем материале после разбавления отработавших газов чистым фильтрованным воздухом при температуре не более 52 OС;
«документ, идентифицирующий транспортное средство (шасси)» — документ, выпускаемый уполномоченным органом государства – члена Таможенного союза на каждое транспортное средство (шасси) и содержащий сведения о собственнике (владельце) транспортного средства (шасси), экологическом классе транспортного средства (шасси), и о документе, удостоверяющем соответствие транспортного средства (шасси) требованиям настоящего технического регламента;
«единичное транспортное средство» — транспортное средство: изготовленное в государствах – членах Таможенного союза: в условиях серийного производства, в конструкцию которого в индивидуальном порядке были внесены изменения до выпуска в обращение; или вне серийного производства в индивидуальном порядке из сборочного комплекта; или являющееся результатом индивидуального технического творчества; или выпускаемое в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу; возимое на единую таможенную территорию Таможенного союза: физическим лицом для собственных нужд; или ранее участвовавшее в дорожном движении в государствах, не являющихся членами Таможенного союза, при условии, что с момента изготовления транспортного средства прошло более трех лет;
«запасная (аварийная) тормозная система» – тормозная система, предназначенная для снижения скорости транспортного средства при выходе из строя рабочей тормозной системы;
«зона, очищенная от обледенения» — зона наружной поверхности ветрового или заднего стекла, имеющая сухую поверхность или поверхность, покрытую растаявшим или частично растаявшим инеем, который может быть удален с наружной поверхности стеклоочистителем (эта зона не включает поверхность стекла, покрытую сухим нерастаявшим инеем);
«идентификация» — установление тождественности заводской маркировки, имеющейся на транспортном средстве (шасси) и его компонентах, и данных, содержащихся в представленной заявителем документации либо в удостоверяющих соответствие документах, проводимое без разборки транспортного средства (шасси) или его компонентов;
«изготовитель» — лицо, осуществляющее изготовление транспортного средства (шасси) или его компонентов с намерением выпуска их в обращение для реализации либо собственного пользования;
«инновационное транспортное средство» — транспортное средство, в котором применены новые конструктивные решения, качественно изменяющие его основные эксплуатационные показатели, и которое не может быть оценено в соответствии с настоящим техническим регламентом;
«источник света» — один или более элементов для генерирования электромагнитного излучения в оптической области спектра, которые могут использоваться в сборе с одной или более прозрачными оболочками и цоколем для механического крепежа и электрического соединения. Источником света также является крайний элемент световода;
«исходная ось» — линия, проходящая через ось симметрии лампы накаливания светового прибора, или линия, перпендикулярная плоскости, касающейся поверхности светового прибора в его геометрическом центре, определяющая ориентацию направления светоиспускания;
«категория транспортного средства» – классификационная характеристика транспортного средства, применяемая в целях установления в настоящем техническом регламенте требований;
«класс защиты» — показатель бронестойкости;
«класс источника света» — характеристика физического принципа излучения света: лампа накаливания (класс 0); лампа накаливания с наполнением колбы галогеносодержащими газами (класс H), газоразрядная лампа (класс D), светоизлучающий диод (класс LED);
«коммерческие перевозки» – перевозки пассажиров или грузов колесными транспортными средствами, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза;
«комплектное транспортное средство» — транспортное средство, пригодное для эксплуатации в соответствии с его назначением;
«компоненты транспортного средства» — составные части конструкции транспортного средства, поставляемые на сборочное производство транспортных средств и (или) в качестве сменных (запасных) частей для транспортных средств, находящихся в эксплуатации;
«кондиционирование» — обеспечение регулируемого охлаждения воздуха в обитаемом помещении транспортного средства до уровня или ниже температуры внешней среды;
«контрольные испытания» — периодические испытания в целях подтверждения стабильности характеристик изготавливаемых транспортных средств и компонентов транспортных средств, в отношении типов которых была проведена оценка соответствия требованиям настоящего технического регламента;
«контурная маркировка» – серия светоотражающих полос, предназначенная для нанесения таким образом, чтобы они указывали очертания транспортного средства сбоку и сзади.
«корректор света фар» — устройство для регулирования вручную с места водителя или в автоматическом режиме угла наклона светового пучка фары ближнего и (или) дальнего света в зависимости от загрузки транспортного средства, и (или) профиля дороги и (или) условий видимости;
«малая партия транспортных средств (шасси)» — установленное в зависимости от категории транспортного средства (шасси) количество транспортных средств (шасси) одного типа, включая все модификации. Предельный объем малой партии для категорий L1 — L7, M1, O1 — O2 составляет 150 штук, для категорий M2, N1 — N3, O3 — O4 — 100 штук, для категории M3 — 50 штук;
«марка» — используемое изготовителем продукции обозначение, помещаемое на изделии или его упаковке;
«масса транспортного средства в снаряженном состоянии» — определенная изготовителем масса комплектного транспортного средства с водителем без нагрузки. Масса включает не менее 90% топлива;
«междугородное сообщение» — перевозка пассажиров автобусами, осуществляемая за пределы границы населенного пункта на расстояние более 50 км;
«модельный год» — определяемый изготовителем период времени, в течение которого он не вносит существенных изменений в конструкцию производимых транспортных средств, и который может не совпадать с календарным годом по началу, окончанию и продолжительности, но не может превышать 730 дней;
«модификация» – вариант конструкции, отличающийся от других вариантов, относящихся к тому же типу;
«незавершенное изготовлением транспортное средство» — транспортное средство, которому требуется достройка для его эксплуатации;
«нейтральное положение рулевого колеса (управляемых колес)» — положение рулевого колеса (управляемых колес), соответствующее прямолинейному движению транспортного средства при отсутствии возмущающих воздействий;
«непросматриваемые зоны» — ограничивающие переднюю обзорность невидимые зоны, создаваемые непрозрачными элементами конструкции кабины, внутреннего и наружного оборудования;
«несоответствие» — невыполнение установленного требования; «обзорность» — свойство конструкции транспортного средства,
характеризующее объективную возможность и условия восприятия водителем визуальной информации, необходимой для безопасного и эффективного управления транспортным средством;
«обитаемое помещение» — внутренняя часть транспортного средства, используемая для размещения водителя (экипажа) и пассажиров;
«одобрение типа» — форма оценки соответствия транспортного средства (шасси) требованиям настоящего технического регламента, установленным в отношении типа транспортного средства (шасси);
«одобрение типа транспортного средства» — документ, удостоверяющий соответствие выпускаемых в обращение транспортных средств, отнесенных к одному типу, требованиям настоящего технического регламента;
«одобрение типа шасси» — документ, удостоверяющий соответствие выпускаемых в обращение шасси, отнесенных к одному типу, требованиям настоящего технического регламента;
«опознавательные знаки» — графическое изображение информации о ведомственной принадлежности и (или) функциональном назначении транспортного средства (гербы, эмблемы, логотипы и т.д.);
«оптическая ось прибора для проверки и регулировки фар» — линия, проходящая через центр объектива на экране, встроенном в прибор для проверки и регулировки фар;
«оптический центр (центр отсчета)» — обозначение на рассеивателе точки пересечения его наружной поверхности осью отсчета светового прибора;
«орган управления» — конструктивный элемент транспортного средства, на который воздействует водитель для изменения функционирования транспортного средства или его частей;
«оригинальные компоненты» — компоненты, поставляемые на сборочное производство транспортных средств;
«ось отсчета» – линия пересечения плоскостей, проходящих через оптический центр светового прибора параллельно продольной центральной плоскости транспортного средства и опорной поверхности;
«откидное сиденье» — дополнительное сиденье, которое предназначено для нерегулярного использования и обычно находится в сложенном состоянии;
«отопление» — регулируемое повышение и поддержание на заданном уровне температуры в обитаемом помещении;
«передаточное число рулевого управления» — отношение угла поворота рулевого колеса к среднему углу поворота управляемых колес;
«подтекание» — появление жидкости на поверхности и в соединениях деталей герметичных систем транспортного средства, воспринимаемое на ощупь;
«подушка безопасности» – мешок из эластичного материала, наполняемый газом при срабатывании пиротехнического газогенератора;
«представитель изготовителя» — юридическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке в государстве – члене Таможенного союза, которое определено изготовителем на основании соглашения с ним для осуществления действий от его имени при оценке соответствия и размещении продукции на единой таможенной территории Таможенного союза, а также для возложения солидарной с изготовителем ответственности за несоответствие продукции требованиям настоящего технического регламента;
«продолжительность свечения» — период времени, в течение которого сила света вспышки специального светового сигнала превышает 10% максимальной силы света;
«продольная центральная (средняя) плоскость транспортного средства» — плоскость, перпендикулярная плоскости опорной поверхности и проходящая через середину колеи транспортного средства;
«прозрачная часть переднего и боковых окон» – часть стекла переднего и боковых окон, свободная от непрозрачных элементов конструкции, имеющая светопропускание не менее 70%;
«работоспособность» — состояние, при котором транспортное средство или его компоненты могут выполнять свои функции в соответствии с эксплуатационной документацией;
«рабочая тормозная система» — тормозная система, предназначенная для снижения скорости и (или) остановки транспортного средства;
«разгружаемая ось» — ось, нагрузка на которую может изменяться без отрыва оси от опорной поверхности с помощью устройства разгрузки оси;
«разрешенная максимальная масса» — установленная настоящим техническим регламентом или иными нормативными правовыми актами в зависимости от конструктивных особенностей максимальная масса транспортного средства;
«рассеиватель» — наиболее удаленный элемент светового прибора, который пропускает свет через освещающую поверхность;
«режим промышленной сборки» — способ организации производства, создаваемого с участием изготовителя комплектных транспортных средств или их компонентов, основанный на инвестиционном соглашении, утвержденном уполномоченным органом государственного управления в установленном порядке;
«рулевой механизм» – механизм, преобразующий вращение рулевого колеса в поступательное перемещение рулевого привода, вызывающее поворот управляемых колес;
«рулевой привод» – система тяг и рычагов, осуществляющая связь управляемых колес автомобиля с рулевым механизмом;
«самоуправляемая ось» — ось, шарнирно закрепленная в своей центральной части таким образом, что она может описывать дугу в горизонтальной плоскости (для целей настоящего технического регламента ось, оснащенная управляемыми колесами, также является самоуправляемой осью);
«самоустанавливающиеся колеса» — колеса, не приводимые в действие системой рулевого управления транспортного средства, но которые могут поворачиваться за счет трения в зоне контакта шины с опорной поверхностью;
«самоходное шасси» — шасси транспортного средства категории N, оснащенное кабиной и двигателем, которое может с ограничениями временно участвовать в дорожном движении;
«сборочный комплект» — группа составных частей, поставляемых изготовителем транспортного средства другому изготовителю для окончательной сборки транспортных средств;
«световой модуль» — светоизлучающая часть устройства освещения и световой сигнализации транспортного средства, состоящая из оптических, механических и электрических элементов, предназначенная для формирования или усиления светового пучка от источника света;
«свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства» — документ, удостоверяющий соответствие единичного транспортного средства, выпускаемого в обращение, требованиям настоящего технического регламента;
«сепаратор «воздух — вода» — компонент, образующий часть наружной боковины и (или) брызговика, который может пропускать воздух, одновременно уменьшая разбрызгивание воды;
«сертификационные испытания» — испытания репрезентативного образца (образцов) транспортного средства или компонента транспортного средства, на основании результатов которых делается заключение о соответствии требованиям настоящего технического регламента типа транспортного средства или типа компонента транспортного средства, объединяющего модификации, включенные в техническое описание, представляемое заявителем при проведении сертификационных испытаний;
«система защиты от разбрызгивания» — устройства, предназначенные для защиты от разбрызгивания воды, выбрасываемой шинами движущегося транспортного средства;
«система нейтрализации отработавших газов» — совокупность компонентов, обеспечивающих снижение выбросов загрязняющих веществ с отработавшими газами при работе двигателя;
«система омывания» — система, состоящая из устройства для хранения жидкости и подачи ее на наружную поверхность стекла, а также органов управления для приведения в действие и остановки устройства;
«система очистки» — система, состоящая из устройства для очистки наружной поверхности стекла, а также дополнительных приспособлений и органов управления для приведения в действие и остановки устройства;
«скорость транспортного средства» — линейная скорость центра масс транспортного средства;
«сообщение об официальном утверждении типа» — документ, выдаваемый на основании Соглашения 1958 года, удостоверяющий соответствие транспортного средства или его компонента требованиям Правил ЕЭК ООН;
«сочлененное транспортное средство» — транспортное средство, которое состоит из двух или более жестких секций, шарнирно сочлененных друг с другом, разделение которых выполнимо только с помощью специального оборудования;
«специализированное пассажирское транспортное средство» — транспортное средство категории М2G или М3G, изготовленное на шасси транспортного средства повышенной проходимости категории N1G, N2G или N3G;
«специализированное транспортное средство» — транспортное средство, предназначенное для перевозки определенных видов грузов (нефтепродукты, пищевые жидкости, сжиженные углеводородные газы, пищевые продукты и т.д.);
«специальное транспортное средство» — транспортное средство, предназначенное для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование (автокраны, пожарные автомобили, автомобили, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, автоэвакуаторы и т.д.);
«стабилизация рулевого управления» — свойство рулевого управления, заключающееся в самостоятельном возвращении выведенных из нейтрального положения управляемых колес и рулевого колеса в это положение после снятия усилия с рулевого колеса при движении транспортного средства;
«степень очистки нормативной зоны» — отношение площади поверхности нормативной зоны, очищаемой щетками стеклоочистителей, к общей площади поверхности соответствующей нормативной зоны, выраженное в процентах;
«стойки переднего окна» — опоры крыши кабины с примыкающими непрозрачными элементами дверей, уплотнителей или непрозрачной полосой по краям вклеиваемых стекол (средняя стойка переднего окна может не являться опорой крыши кабины);
«стояночная тормозная система» — тормозная система, предназначенная для удержания транспортного средства неподвижным;
«суммарный люфт в рулевом управлении» — угол поворота рулевого колеса от положения, соответствующего началу поворота управляемых колес в одну сторону, до положения, соответствующего началу их поворота в противоположную сторону от положения, соответствующего прямолинейному движению транспортного средства;
«техническая служба» — уполномоченная организация по проведению испытаний для официального утверждения типа транспортного средства в рамках Соглашения 1958 года;
«техническая экспертиза конструкции транспортного средства» — анализ конструкции транспортного средства и технической документации на него без проведения испытаний ;
«технически допустимая максимальная масса» — установленная изготовителем максимальная масса транспортного средства со снаряжением, пассажирами и грузом, обусловленная его конструкцией и заданными характеристиками;
«технически допустимая максимальная масса автопоезда» — установленная изготовителем максимальная суммарная масса тягача и буксируемого им полуприцепа или прицепа (прицепов) со снаряжением, пассажирами и грузом;
«технически допустимая максимальная масса, приходящаяся на ось (группу осей)» — масса, соответствующая максимально допустимой статической вертикальной нагрузке, передаваемой осью (группой осей) на опорную поверхность, обусловленная конструкцией оси (группы осей) и транспортного средства, установленная его изготовителем;
«технически допустимая максимальная нагрузка на опорно-сцепное устройство» — величина, соответствующая максимально допустимой статической вертикальной нагрузке, передаваемой полуприцепом на тягач через опорно-сцепное устройство, установленная изготовителем тягача для тягача, а изготовителем полуприцепа – для полуприцепа;
«технически допустимая максимальная нагрузка на тягово-сцепное устройство» — величина, соответствующая максимально допустимой статической вертикальной нагрузке на сцепное устройство (без учета нагрузки от массы сцепного устройства транспортного средства категорий M и N), обусловленная конструкцией транспортного средства и (или) сцепного устройства, установленная изготовителем транспортного средства;
«технический осмотр» — проверка технического состояния находящегося в эксплуатации транспортного средства;
«техническое обслуживание транспортного средства» — совокупность регламентированных изготовителем работ, осуществляемых с установленной периодичностью для поддержания работоспособности транспортного средства или его компонентов при эксплуатации, с целью снижения риска возникновения отказов и неисправностей;
«техническое описание» — подготовленное изготовителем (заявителем) описание технических характеристик и основных параметров, идентифицирующее конструкцию транспортного средства (компонента), заявленного для оценки соответствия требованиям настоящего технического регламента;
«техническое состояние» – совокупность подверженных изменению в процессе эксплуатации свойств и установленных нормативными документами параметров транспортного средства, определяющая возможность его применения по назначению;
«тип транспортного средства (шасси, компонента)» — транспортные средства (шасси, компоненты) с общими конструктивными признаками, зафиксированными в техническом описании, изготовленные одним изготовителем;
«торможение» — процесс создания и изменения искусственного сопротивления движению транспортного средства;
«тормозная сила» — реакция опорной поверхности на колесо транспортного средства, вызывающая замедление колеса и (или) транспортного средства;
«тормозная система» — совокупность частей транспортного средства, предназначенных для его торможения при воздействии на орган управления тормозной системы;
«тормозной привод» — совокупность частей тормозного управления, предназначенных для управляемой передачи энергии от ее источника к тормозным механизмам с целью осуществления торможения;
«тормозной путь» — расстояние, пройденное транспортным средством от начала до конца торможения;
«транспортное средство» — устройство на колесном ходу категорий L, M, N, О, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем;
«угол регулировки светового пучка фар ближнего света или противотуманных фар транспортного средства» — угол между наклонной плоскостью, содержащей плоскую верхнюю (левую) границу светового пучка фары ближнего света или противотуманной фары, и горизонтальной плоскостью, проходящей через оптический центр фары;
«удельная мощность на единицу массы» – отношение максимальной полезной мощности двигателя, к технически допустимой максимальной массе транспортного средства, в кВт/т;
«управляемые колеса» — колеса, приводимые в действие рулевым управлением транспортного средства;
«уровень выбросов» – предельные значения выбросов, которые отражают максимально допустимую массу выбросов в атмосферу в расчете на единицу произведенной транспортным средством и двигателем внутреннего сгорания работы или пробега;
«установившееся замедление» — среднее значение замедления за время торможения от момента окончания периода нарастания замедления до начала его спада в конце торможения;
«устойчивость транспортного средства при торможении» — способность транспортного средства двигаться при торможениях в пределах установленного коридора движения;
«устройство для уменьшения разбрызгивания» — компонент системы защиты от разбрызгивания, который может быть выполнен как энергопоглощающее устройство или как сепаратор «воздух — вода»;
«устройство разгрузки оси» — устройство, предназначенное для уменьшения или увеличения нагрузки на ось (оси) в зависимости от дорожных условий движения транспортного средства с целью уменьшения износа шин в случае, когда транспортное средство загружено частично, и (или) для улучшения условий трогания транспортного средства (состава транспортных средств) на скользкой дороге путем увеличения нагрузки на ведущую ось;
«фары типа DR, DC, DCR» — фары с газоразрядными источниками света класса D дальнего DR-света и ближнего DC-света и двухрежимные (ближнего и дальнего) DCR-света;
«фары типа HR, HC, HCR» — фары с галогенными источниками света класса H дальнего HR-света и ближнего HC-света и двухрежимные (ближнего и дальнего) HCR-света;
«фары типа R, C, CR» — фары с источниками света в виде ламп накаливания класса 0 дальнего R-света и ближнего C-света и двухрежимные (ближнего и дальнего) CR-света;
«фары типа В и типа F3» — фары противотуманные, отличающиеся фотометрическими характеристиками и маркировкой, нанесенной на фару; «форсунка стеклоомывателя» — устройство, которое направляет омывающую жидкость на ветровое стекло;
«холодный тормозной механизм» — тормозной механизм, температура которого, измеренная на поверхности трения тормозного барабана или тормозного диска, составляет менее 100 °С;